gymnasium7

2018-2021

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГИМНАЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Управление учреждением образования – это, прежде всего, повышение эффективности и качества работы, поддержание целенаправленности и организованности всей системы.
Проблема управления имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни и является актуальной для всех этапов социального развития общества. Но каждый период выдвигал перед системой образования новые цели, детерминируемые в цели управления образовательными учреждениями.
На данной странице представлены материалы, разработанные в ходе работы педагогического коллектива над реализацией республиканского инновационного проекта «Внедрение модели эффективного управления гимназией в современных условиях» (2018-2021).
Работа велась под руководством консультантов:
 Добриневская А.И., методист высшей категории управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования «Академия последипломоного образования» Заслуженный работник образования Республики Беларусь,
Сивакова Н.В., методист центра развития дополнительного образования взрослых государственного учреждения образования «Академия последипломоного образования»
Бушная Н.В., директор государственного учреждения образования «Гимназия № 1 имени Ф.Скорины г.Минска», кандитат педагогических наук,
Эффективное управление означает, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным, то есть необходимо воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них. Стратегическое управление гимназией – это управление, опирающееся на потенциал учителя как главного действующего лица процесса изменений, ориентирующееся на запросы учащихся, учителей, родителей, социума, быстро и гибко реагирующее на внутренние и внешние изменения. Эффективное управление – процесс разработки, принятия и реализации решений, центральным звеном которых является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала учреждения образования с возможностями и угрозами внешнего окружения.
Основные направлениями в работе гимназии являются опора на лучший опыт коллектива учреждения образования, отечественный опыт белорусских педагогов и международный опыт, связь с наукой, применение полученного опыта на практике.
Для эффективного управления гимназией необходимо взять за основу следующие идеи:
  • идея динамического развития всех участников и направлений образовательного процесса;
  • идея непрерывного обучения и повышения управленческой и инновационной компетентности всех участников образовательного процесса с учётом их затруднений и образовательных запросов;
  • идея диалога и взаимообучения участников сетевого взаимодействия гимназий;
  • идея социально-педагогического и межведомственного сотрудничества;
  • идея опоры на лучшее в науке и в практике;
  • идея лидерства и выращивания лидеров;
  • идея командной работы;
  • идея наставничества (индивидуального, группового и коллективного);
  • идея системной диагностики достижений и затруднений коллектива гимназии по всем направлениям развития и организация оперативной коррекции инновационной деятельности отдельных учителей и коллектива;
  • идея цифровой трансформации управления развитием и инновационной деятельностью гимназии.
При управлении гимназией в современных условиях необходимо руководствоваться и внедрять в практику принципы коллективного управления, когда руководитель в той или иной мере передает дело выработки и принятия решения в руки коллектива подчиненных, оставляя за собой задачи, связанные с созданием необходимых для их работы условий, определением границ пространства решений, разрешением конфликтов, консультированием.
Для организации коллективного управления наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является механизм делегирования полномочий и определение функциональных обязанностей каждого члена коллектива.
Главная практическая ценность делегирования полномочий состоит в том, что это способствует повышению уровня ответственности педагогических работников, повышает степень собственной значимости и мотивации к работе.
Ведущими принципами управленческой деятельности должны стать принцип демократизации и коллегиальности, согласование целей каждого педагога с целями инновационного проекта.
Ведущей формой контроля является самоконтроль, который обеспечивается эффективным и конструктивным взаимодействием всех участников инновационной деятельности.
При организации коллективного управления целесообразным является разработка новой для учреждения образования инфраструктуры, состоящей из отдельных творческих групп со своим лидером. Деятельность этих групп должна быть направлена на развитие образовательного процесса и всех его участников, на решение основных вопросов работы учреждения образования:
информирование,
мониторинг,
работа с одаренными учащимися,
с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению,
воспитательные аспекты и др.
При формировании творческих групп у каждого педагога появится возможность сделать выбор направления деятельности за рамками своей предметной области. Это, несомненно, даст возможность учителю реализовать свои способности организатора и управленца, будет способствовать его заинтересованности в повышение имиджа гимназии, даст толчок развитию новых личностных качеств.
Для формирования рабочих (творческих) групп рекомендуется следующие формы работы:
проведение анкетирование,
диагностические интервью,
собеседования.
Кроме того, необходимо учитывать как профессиональные достижения, так и индивидуальные интересы, хобби педагогов.
В состав одной группы включаются педагоги различной предметной направленности, ведущие преподавание на разных ступенях общего среднего образования и различной возрастной категории.
Для эффективной работы в рамках творческих групп рекомендуется разработать функциональные обязанности для каждого ее участника. Это, в свою очередь, повысит эффективность включения педагогов гимназии в работу: у каждого из них будет четко очерченный круг вопросов, за качество выполнения которых они будут нести ответственность.
Следует отметить, что определение функциональных обязанностей не предполагает узких границ, оно подразумевает инициативу, генерацию новых идей. С нашей точки зрения, подобная организация управления помогает успешнее решить задачи, стоящие перед коллективом гимназии.
В рамках организации управления педагогическим коллективом рекомендуем использование следующих форм организации деятельности: каскадное обучение, воркшоп (мастерская), самообразование, ранняя профориентационная работа, нетрадиционные формы профессиональной ориентации, практикоориентированные семинары, применение «облачных» технологий для опроса и анкетирования, рейтинговая оценка деятельности педагогов, рефлексивные встречи и мониторинги.
В целом, можно сделать вывод о том, что работа с педагогами, построенная нетрадиционно, с использованием механизма делегирования полномочий, помогает вызвать личную заинтересованность учителя в конечном результате, способствует росту потребности к самопознанию и дальнейшему развитию. В процессе реализации проекта начала происходить смена типа педагогического мышления участников проекта от исполнительского – к творческому и самостоятельному конструированию образовательного диалога.
Модель управления гимназией для должна представлять собой линейную модель (в отличие от традиционной горизонтальной), положительными сторонами которой являются наличие четких, ясных и прямых взаимосвязей между ее элементами, все полномочия исходят от высшего звена управления к низшему. Такая модель предусматривает управление уровнем развития управленческих компетенций участников образовательного процесса.
Преимуществами линейной модели являются:
−       оптимальная ориентация на цели и запросы учащихся и родителей (законных представителей);
– в основу управления положен коллегиальный стиль, включающий повышение управленческой культуры, профессиональной компетентности педагогов, мотивированность на инновации всего педагогического коллектива;
– качественное текущее управление; привлечение всех членов гимназии к активной творческой деятельности;
– четко определена стратегия перехода фактической системы развития гимназии в желаемое состояние, нацеленная на доступность обучения, непрерывность образования; интеграцию учебных дисциплин, учебной и внеурочной деятельности.
Приоритетными формами взаимодействия между всеми участниками новой модели являются консультирование, учеба, групповая работа по организации деятельности, ее анализу и коррекции, планомерные шаги по реализации запланированного.
Итогом работы проектных групп педагогов стали выступления педагогов с трансляцией опыта, публикации в сборниках по итогам работы конференций различного уровня, а также разработанные модели по представленным направлениям:
— модель информационного сопровождения инновационного проекта,
— модель работы с высокомотивированными обучающимися,
— модель мониторинга инновационного процесса,
— модель работы с учащимися первой ступени получения образования,
— модель работы с низкомотивированными учащимися.

Яндекс.Метрика