Учителю-предметнику

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

  1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно — научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  4. Ребенку предоставить:
  • название темы.
  • план изучения темы
  • основные вопросы
  • понятия и термины, которые он должен усвоить
  • практические работы
  • список необходимой литературы
  • формы контроля
  • задания для самопроверки

      5.Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактическое затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.

     6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Рекомендации педагогам по организации индивидуального подхода к интеллектуально одаренному ученику в учебно-воспитательном процессе.

 

При работе с одаренными детьми (ОД) рекомендуется:

  1. отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества, и применение этих форм с опорой на такие правила как:
  •       соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы;
  •        меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, оценке, решению;
  •       не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя);
  1. проявление уважения к индивидуальности ученика, что предполагает:
  •      понимание особенностей развития;
  •  создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
  •    стремление избежать в работе с ОД двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивая его особые права, с одной стороны, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;
  •        освобождение от целого ряда ошибочных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
  •  не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
  • может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации или плохом почерке);
  • не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
  • ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость;
  1. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.)
  2. Обеспечение и сохранение психического здоровья детей как необходимого условия успешности в любой деятельности:
  • забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
  • сохранение высокой самооценки, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом развитием личности; начальные неуспехи в учении, подкрепляемые систематическими отрицательными отметками, разрушают недостаточно укрепившуюся познавательную потребность;
  • формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которых отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании его работы;
  • организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
  • стратегия ускорения обучения ОД, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета.
Яндекс.Метрика